Неудивляйтесь турецким мотивам в оранжировке. Это соответствует исторической правде.
Точнее было вы назвать это песней казаков-некрасовцев. Некрасовцы - это казаки атамана Некраса (Игната Некрасова), одного из сподвижников мятежного Донского атамана Кондратия Булавина, который поднял восстание в 1707 году против царской власти, ущемлявшей права казаков.
После поражения восстания атаман Некрас увёл остатки непокорившихся казаков на Турецкую территорию, где основал казачью республику. Потомки казаков-некрасовцев до сих пор живут в Турции и сохраняют свою веру и традиции.
Память о Булавинском восстании сохранилось не только в музыкальном фольклере некрасовцев, но и в часто употребляемой поговорке «хватил Кондрашка» или «его Кондрашка хватит». Как ни странно в поговорке упоминается конкретный исторический факт - булавинцы совершенно неожиданно ночью напали на карательный отряд князя Долгорукова, посланный Петром Первым для усмирения восстания. Князь Долгоруков выскочил из своего шатра в одних подштанниках и по легенде был зарублен лично Кондратием Булавиным. С тех пор внезапная и неожиданная смерть у нас называется «хватил Кондрашка».
«Подъесаул» песня Игоря Талькова, стилизованная под казачью.
Как утверждается, сюжет песни имеет историческую подоплеку. Это действительно так, но в тексте песни имеются существенные исторические неточности.
В герое песни легко угадывается Филипп Кузьмич Миронов, офицер казачьих войск, ставший красным командармом - командиром 2-ой Конной Армии. Но Миронов дослужился в царской армии до чина войскового старшины (подполковника), что на две ступени выше чина подъесаул (капитан). Видимо слова "войсковой старшина" плохо рифмуются.
Филипп Миронов был казачьим сиротой, воспитанным на станичный кошт, и отец его проклясть ну никак не мог ввиду своего отсутствия во время взрослой жизни Филиппа. Я уж не говорю о том что этот герой Дона никогда ничего недостойного не совершал.
Героем Дона Филипп стал ещё во время русско-японской войны, когда в чине сотника командовал казаками-разведчиками. За храбрость он был награжден четырьмя орденами и произведен в подъесаулы (вот он когда стал подъесаулом).
В отличие от многих будущих красных командиров Филипп Миронов был образованным человеком - закончил гимназию и с отличием - юнкерское училище. Вернувшись с русско-японской войны молодой офицер стал знаменит и авторитетен на Дону. Но статья Миронова, опубликованная в местной прессе, прервала карьеру офицера. В этой статье герой Дона выступил против использование казаков для полицейских функций. Он считал, что казакам негоже хлестать нагайками студентов и рабочих на демонстрациях.
Забавно, что нынешние ряженные клоуны, изображающие из себя «казаков», просто мечтают об этих функциях - мечтают отхлестать нагайками кого-нибудь, с высшего соизволения разумеется.
За крамольную статью Филипп Миронов был уволен из армии с лишением офицерского звания.
Началась Первая Мировая война. Филипп Миронов пошёл добровольцем на фронт. Звание подъесаула ему вернули и он опять стал командовать сотней разведчиков. В годы войны за личное мужество он был награжден двумя орденами Святой Анны высших степеней, офицерским Орденом Святого Георгия 4-ой степени и Золотым Георгиевским оружием. В 1916 году Миронову было присвоено звание войскового старшины.
Филипп Миронов с радостью принял Революцию, принял её, как должное, как долгожданное. Он вступил в Красную Армию с момента её создания, командовал казачьими частями В 1918 году был награждён орденом Красного Знамени № 3. Но при этом выражал несогласие с тов. Троцким и политикой расказачивания. Миронов писал очень убедительные, как ему казалось, письма Вождю Мирового пролетариата тов. Ленину о том, что массовые репрессии губят дело Революции. За это его очень невзлюбил тов. Троцкий. В ряде своих статей председатель РевВоенСовета обзывал Миронова "полковником Мироновым", что по мнению тов.Троцкого должно было быть очень обидным для красного командира и его товарищей.
Миронов был сначала убран с фронта в тыл, а потом обвинен в самовольных и антисоветских действиях, судим и приговорен к расстрелу. И всё? - А вот и нет.
Тов. Троцкий был совсем не дурак. Он лично помиловал Миронова и вернул в Красную Армию. В 1919 году Миронов уже командовал 2-ой Конной Армией, которая состояла из казаков, в отличие от 1-ой Конной Армии тов. Буденного которая была собрана в основном из разной шелупони. Да и сам тов.Буденный отнюдь не был казаком, а был "хохлом" - так на Дону называли иногородних - неказачье население Области Войска Донского. Тов. Буденный сделал карьеру в Красной Армии, написав вместе с тов. Ворошиловым донос на создателя Красной Кавалерии Бориса Думенко. Буденный был его заместителем. Тов. Думенко расстреляли, а тов. Буденный занял его место.
Сильно подозреваю, что нынешние ряженые «казаки», объявившиеся вдруг в большом количестве на Дону и по всей России, как раз и состоят из потомков этой самой шелупони, судя по их проявлениям. Потомков природных казаков очень немного осталось ввиду большой убыли их предков. И уж конечно потомок природных казаков никогда не оденет на себя бутафорские «казачьи» погоны и не нацепит на грудь бутафорских «орденов». Это стыдно.
А Филипп Миронов по-прежнему пользовался очень большим авторитетом, причем по обе стороны фронта. Это его спасало, но это его и погубило впоследствии. Как-то белогвардейцы захватили семью Миронова - его жену и детей. Белые генералы собирались по доброму обычаю гражданской войны расстрелять семью красного командира, но белые казаки не дали этого сделать. Семью Миронова отпустили с миром.
2-ая Конная Армия громила Врангеля и в причерноморских степях и в Крыму. Разгром белой кавалерии в Крыму личная заслуга Филиппа Миронова. Он провел блестящую военную операцию и наголову разгромил вражескую конницу с минимальными потерями для своих казаков. В октябре 1920 года Филипп Миронов за разгром Врангеля был удостоен высшей награды Революции - Золотого Краснознаменного оружия - это сабля с золотой рукоятью и вделанным туда орденом Красного Знамени.
И вот в феврале 1921 года находясь проездом в родной станице Филипп Миронов решил встретится с друзьями и сослуживцами, как водится, за столом. Было много выпито и много переговорено и за жизнь в том числе. Среди присутствующих был провокатор. Он написал донос - якобы со слов Миронова. Миронов мол собирается поднять на Дону восстание против советской власти. Доноса этого давно ждали некоторые товарищи. Гражданская война подходила к победоносному концу и командарм был не нужен. Тем более был не нужен лидер, за которым точно пойдут казачьи массы, человек, имеющий своё мнение и небоящийся его отстаивать, а мнение это не всегда совпадало с линией партии.
ДонЧеКа арестовала Миронова и его доставили в Москву.
Судить Миронова открытым и гласным судом было немыслимо, слишком громкое имя на Дону. Филиппа Миронова просто убили без суда в Бутырской тюрьме. Якобы часовой с вышки застрелил арестанта при попытке к бегству на прогулке.
В 1918 году Филипп Миронов приезжал в хутор Орлов Сергиевской станицы агитировать за советсткую власть и призывал казаков вступить в Красную Армию. Там мой дед Иван Харитонович, увидев своего фронтового командира, тоже записался в Красную Армию - пошёл воевать за правду. Потому, что звал на смерть человек, которому он всецело доверял. 400 казаков из этого хутора пошли за Мироновым. Миронов прекрасно умел говорить и сам верил в то, что говорил. Мой дед прошёл с Мироновым весь его фронтовой путь, рубился с белыми казаками, форсировал Сиваш по пояс в ледяной вонючей жиже, а то, что его командира убили в Москве даже и не узнал. Пропал Командарм и всё. А моему отцу рассказывал у какого славного героического и мудрого командира ему довелось служить.
В детстве, услышав от отца рассказ о 2-ой Конной Армии и Миронове, я был страшно раздосадован. Ну как же... у всех деды воевали в Первой Конной у героя гражданской войны Буденного, а мой дед - во второй у какого-то Миронова. Да о нем ни слова нет в учебниках истории!
Филиппа Миронова, как водится, реабилитировали в 60-е годы. В документах Генеральной Прокуратуры, пересматривавшей дело Миронова, даже фамилия доносчика есть и то, что донос был заведомо ложным. Но имя Филиппа Миронова так и не появилось в советских учебниках истории. Интересно, есть ли оно в постсоветских?
Вот такой вот «Подъесаул».
Journal information