
Весьма интересный текст турецкого аналитика на сайте голоса Эрдогана:
Освобождение Ракки от террористов ДЕАШ ознаменовало новый этап в сирийском конфликте. Сегодня ДЕАШ контролирует некоторые приграничные районы и КПП «Абу Камал», и полная победа над этими террористами в Сирии является вопросом времени.
Скорее всего, на новом этапе Россия и США сосредоточат свои усилия на урегулировании сирийского конфликта политическим путем на основе имеющегося баланса сил. США считают приоритетом продолжение переговоров в Женеве, а Россия намерена организовать в Сочи Конгресс народов Сирии. Нужно отметить, что Турция, Иран и сирийский режим недовольны ситуацией в стране. Россия работает над организацией Конгресса народов Сирии и пригласила на него PYD (сирийское ответвление террористической организации РКК), что ставит под удар переговорный процесс в Астане.
Еще одним осложняющим урегулирование моментом является то, что Россия пока поддерживает присутствие YPG в Африне. Этот вопрос входит в повестку дня следующей встречи лидеров Турции и России. Если по итогам встречи стороны не придут к консенсусу по ситуации в Идлибе и Африне, то астанинский процесс может остановиться.
В этой непростой ситуации Анкара должна учитывать многие факторы. Турция сотрудничает с Россией по сирийскому вопросу, но Анкаре также известны намерения Москвы по созданию федеративного государства в Сирии. Москва призывает Анкару к борьбе с «Джебхат ан-Нусрой» в Идлибе, а Турция не идет на этот шаг до решения вопроса вокруг Африна.
В то же время для сдерживания Ирана в регионе Россия поощряет участие Израиля в урегулировании сирийского конфликта. В октябре министр обороны РФ Сергей Шойгу посетил Израиль. После этого руководство Израиля заявило, что Тель-Авив не допустит укрепления позиций движения «Хезболла» и Ирана в Сирии. Тегеран понимает, что Москва старается создать противовес Ирану в Сирии, и России нельзя доверять полностью.
Турция, конечно же, продолжит поддерживать сирийскую оппозицию. В сложившейся ситуации, когда сложно предугадать дальнейшее развитие событий в Сирии, каждый игрок старается максимально использовать имеющиеся у него преимущества. Поэтому Турция делает все возможное для восстановления региона, очищенного от ДЕАШ в рамках операции «Щит Евфрата», объединения вооруженной оппозиции, поддерживая Сирийскую освободительную армию.
В будущем самой большой проблемой Анкары станет поиск баланса между интересами Турции и сирийской оппозиции.
Ойтун Орхан, эксперт Центра стратегических исследований Ближнего Востока (ORSAM)
Весьма обтекаемо. Без указания конечных целей сторон.
При этом очевидно, что единственная оставшаяся цель сирийской авантюры Путина это сохранение режима Башара Асада и недопущение суда над ним. Следующая цель - признание Асада мировым сообществом - уже провалилась. Асад как был изгоем, так изгоем и останется.
А что касается Турции, то позиция Эрдогана по этому главному для Путина вопросу ещё совсем недавно формулировалась вполне определенно:
#Эрдоган: Человечество должно стыдиться того, что кто-то все еще защищает #Асада, выступает за нахождение этого преступника у власти.
— ANADOLU AGENCY (RU) (@aa_russian) 5 сентября 2016 г.
Journal information